13. ВВЕДЕНИЕ ПРИСАДОК В ТОПЛИВО

Присадки вводятся в топлива различными способами, выбор которых зависит от объемов работы с присадкой, ее физико- химических характеристик и назначения, а также особенностей применения, если таковые имеются. Во всех случаях требуется обеспечить эффективное смешение присадки с топливом при наименьших энергетических и трудовых затратах. Проблемы возникают при обработке больших количеств топлив, состав­ляющих несколько тонн.

На НПЗ при производстве топлив присадка закачивается на­сосом-дозатором в топливную линию, точнее – в одну из фракций, направляемых на компаундирование. Например, ан- тиоксидант подается в поток нестабильного компонента бен­зина. Для введения присадки таким способом требуется узел ввода, который в общем случае состоит из участка выгрузки поступившей присадки, емкостей для приготовления и хране­ния концентрата и дозирующего устройства. На завод присадка может поступать в мешках (Агидол-1), цистернах (Агидол-12, ФЧ-16), бочках или контейнерах (депрессоры). Приготовление концентрата необходимо для сближения физико-химических характеристик топлива и присадки, гарантирующего их хоро­шее смешение. Кроме того, при использовании дозирующих насосов высокой производительности, установленных на боль­шинстве предприятий, дозировка концентрата происходит с большей точностью, чем дозировка присадки.

Выгрузку присадки из мелкой тары и приготовление кон­центрата часто объединяют в один процесс. Концентрат может приготавливаться в реакторах, снабженных обогревом и пере­мешивающим устройством. В качестве последнего используют­ся обычные мешалки или циркуляционный контур.

Для выгрузки из бочек депрессорных присадок, представ­ляющих собой вязкие жидкости или гели, разработаны специ­альные устройства. Они выполнены в виде насадки из двух коаксиальных труб, ввинчивающейся в стандартную (60 мм) горловину бочки. По одной из труб подается горячая (70-80 °С) дизельная фракция с установки, размывающая присадку и уно­сящая ее с собой по второй трубе в емкость. Процесс вымыва­ния длится несколько минут, после чего бочку продувают азо­том из технологической линии при избыточном давлении 0,03- 0,05 МПа, освобождая от остатков присадки [133].

Применяя дозирующие насосы небольшой производитель­ности, можно избежать стадии приготовления концентрата. Такая схема используется на АООТ “Ярославнефтеоргсинтез” [107]. В этом случае (рис. 78) присадка разогревается в специ­альной емкости и дозирующим насосом подается в один из компонентов топлива.

На терминале при отгрузке топлива присадка в расчетном количестве может заливаться в пустую или частично заполнен­ную цистерну. При дальнейшей закачке топлива происходит достаточно эффективное смешение, которое продолжается и при транспортировке. Однако надо учитывать что присадки, как правило, тяжелее топлива и опускаются на дно цистерны. С этой точки зрения желательно, чтобы разница между плот­ностью топлива и присадки была сведена к минимуму. Потре­битель может использовать и обратный процесс, когда присад­ка заливается в цистерну, заполненную топливом, и перемеши­вается с ним при сливе топлива из цистерны.

Запатентован [134] способ приготовления топлив в автомо­бильных цистернах, согласно которому в одном из отсеков цистерны приготавливается концентрированный раствор при­садки в топливе, который затем подается в поток топлива, циркулирующего через второй отсек. Топливо с присадкой из второго отсека анализируется, и по результатам анализа регу­лируется подача присадки в топливо из первого отсека.

В автохозяйствах с централизованной заправкой автомоби­лей введение присадки в топливо также может быть централи­зованным. Для этого оборудуется отдельная емкость, снабжен­ная контуром циркуляции (рис. 79). Иногда требуется, чтобы такая емкость имела обогрев. Например, введение депрессорной присадки в дизельное топливо должно осуществляться при температуре на 10-15 °С выше температуры помутнения (см. с. 153). Недостатком этого метода являются большие энергети­ческие затраты, так как для полного перемешивания весь объ­ем топлива должен быть пропущен через контур хотя бы один раз. Затраты многократно возрастают при подогреве топлива.

В результате дыхания на дне резервуаров со временем скапливается подтоварная вода. Это необходимо иметь в виду, если в них изготавливаются и хранятся растворы присадок. Контакт с водой может приводить к вымыванию некоторых присадок из топлива. Кроме того, велика вероятность образо­вания эмульсий воды и топлива.

Если в автохозяйстве имеется установка предварительной подготовки дизельного топлива ДИТО [135], то присадка может вводиться при помощи этой установки – в ней предусмотрен узел ввода присадок.

При введении присадки в топливный бак автомобиля следует обращать внимание на два обстоятельства.

Во-первых, разница между вязкостью и плотностью присад­ки и топлива должна быть минимальной. Обычно в розничную продажу поступают специально приготовленные препараты, представляющие собой сильно разбавленные растворы приса­док в малой, иногда градуированной таре. В противном случае нужно самостоятельно разбавить присадку до требуемой кон­диции небольшой частью топлива.

Ris-79

За рубежом иногда выпускают присадки в виде таблеток, удобных для массового потребителя. В таблетках присадки смешаны с наполнителем: ионолом, твердыми парафинами, дуролом и другими продуктами, нейтральными по отношению к топливу и материалам двигателя. На рынках России также можно встретить таблетированные формы, однако ни одна из них не проходила должного комплекса испытаний, а между тем это необходимо, поскольку большую часть таблетированной формы составляет связующее, а его действие на топливо неизвестно. В рекламе часто рекомендуется вводить таблетки присадок непо­средственно в бак через горловину, однако для большей уверен­ности лучше их предварительно растворить в топливе. Во-вторых, необходимо, чтобы вся топливная система была очищена от воды и грязи. Ранее отмечалось, что большая часть присадок представляет собой ПЛВ с сильно выраженными моющими и эмульгирующими свойствами. Поэтому загрязне­ния будут смыты из бака и трубопроводов и забьют фильтры. В лучшем случае топливо поступит в двигатель, но процесс горе­ния будет затруднен и выхлопные газы будут содержать боль­шое количество токсичных продуктов неполного сгорания.