10. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ПОВЕРХНОСТНЫХ ОБРАБОТОК И ТРЕЩИНОПРЕРЫВАЮЩИХ ПРОСЛОЕК

10.1. Устройство поверхностных обработок

10.1.1. Вяжущие марки ПБВ 90П, рекомендуемые для устройства поверхностных обработок, должны удовлетворять минимальным требованиям, предъявляемым к марке ПБВ 90 (см. раздел 7 табл. 1), кроме температур размягчения и хрупкости, а также показателя сцепления со щебнем. Рекомендуемая температура размягчения должна быть не менее чем на 10°С выше, чем региональные нормы (табл. 2) на этот показатель.

Рекомендуемая температура хрупкости по Фраасу должна быть равна (или ниже) рекомендуемых региональных норм (табл. 2). Показатель сцепления ПБВ 90П со щебнем должен соответствовать требованию «Выдерживает по контрольному образцу № 1».

10.1.2. Для приготовления ПБВ 90П рекомендуется использовать вязкие дорожные битумы марок БНД, применяя (если необходимо) в качестве пластификатора индустриальное масло марки И-40А, а полимера – блоксополимеры типа СБС. Температура приготовления ПБВ 90П не должна превышать 160°С.

10.1.3. При использовании щебня кислых пород целесообразно, чтобы ПБВ содержало в качестве ПАВ двойного действия добавку «Т-1».

10.1.4. Работоспособность поверхностных обработок с применением ПБВ 90П оценивается по их способности выдерживать испытание на отрыв щебенок на приборе Виолит. Определяют количество отлетевших щебенок в зависимости от числа динамических воздействий при заданной температуре (см.п. 13.16).

10.1.5. Для устройства поверхностных обработок рекомендуется применять щебень марки 1000 высокопрочных горных пород фракций 15-20 мм и 5-10 мм, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93.

10.1.6. Работы по устройству поверхностных обработок покрытий следует выполнять при температуре воздуха не ниже 15°С по технологии, изложенной в СНиП 3.06.03-85.

10.1.7. В зависимости от типа и состояния покрытия поверхностные обработки могут быть одиночными и двойными; на цементобетонных покрытиях – только двойными (см. Пособие по устройству поверхностных обработок на автомобильных дорогах к СНиП 3.06.03-85).

10.1.8. Температура вяжущего марки ПБВ 90П во время розлива должна быть не выше 170°С.

10.1.9. Температура щебня при его распределении должна быть не ниже 130°С.

10.1.10. Щебень распределяют непосредственно после розлива вяжущего слоем в одну щебенку и укатывают катком массой 6-8 т за 4-5 проходов по одному следу. Расстояние между границами разливаемого вяжущего и рассыпаемого щебня не должно превышать 10-15 см.

10.1.11. Ниже предлагается ориентировочная потребность в материалах для устройства поверхностной обработки:

одиночной – ПБВ 90П – 2,5 л/м2, щебень марки 1000 фракции 15-20 мм – 25 кг/м2 щебень марки 1000 фракции 5-10 мм -18 кг/м2;

двойной – ПБВ 90П для 1-го розлива – 1,8 л/м2, щебень марки 1000 фракции 15-20 мм – 30 кг/м2, ПБВ 90П для 2-го розлива – 1,6 л/м2, щебень марки 1000 фракции 5-10 мм – 24 кг/м2.

10.2. Компенсирующие и трещинопрерывающие прослойки.

10.2.1. Для устройства компенсирующих и трещинопрерывающих прослоек рекомендуется применять вяжущее марки ПБВ 60К, удовлетворяющее минимальным требованиям, приведенным в табл. 1 и 2 для марки ПБВ 60, кроме температуры размягчения, которая должна быть не ниже 85°С.

10.2.2. Полимерно-битумное вяжущее марки ПБВ 60К приготавливают на основе битумов марок БНД, пластификатора – индустриального масла марки И-40А и блоксополимеров типа СБС при 155 – 175°С путем перемешивания до однородного состояния.

10.2.3. Технология устройства прослоек следующая. По поверхности растрескавшегося асфальтобетонного или цементобетонного покрытия либо цементобетонного покрытия (основания) со швами, либо другого жесткого основания наносят слой высокоэластичного вяжущего толщиной 2-3 мм. Для защиты нанесенного вяжущего от воздействия построечного транспорта, обеспечения его проезда и сохранения заданной толщины прослойки по слою вяжущего распределяется щебень или песок из отсевов дробления. Фактически устраивается одиночная поверхностная обработка; при этом слой вяжущего играет и роль подгрунтовки, т.е. склеивает конструктивные слои.

Сложность устройства такой прослойки заключается в необходимости точно и равномерно распределить высоковязкое вяжущее при температуре 180°С (не выше). Для этого должен быть в наличии автогудронатор с автономным масляным обогревом, оснащенный автоматическими устройствами для точного дозирования и сливными отверстиями достаточно большого диаметра (15-20 мм) для обеспечения нормального слива вяжущего. При устройстве прослойки в процессе ремонта старого покрытия необходимо предварительно произвести ямочный ремонт.

10.2.4. Расход вяжущего марки ПБВ 60К составляет 2,5 л/м2, высокопрочного гранитного щебня фракции 5-10 мм – 18-20 кг/м2.

10.2.5. В производственных условиях состав прослоек корректируется в зависимости от качества исходных материалов.

10.2.6. Распределять и прикатывать щебень или песок необходимо после охлаждения вяжущего.

10.2.7. Ниже в качестве примера приведен состав (% по массе) вяжущего марки ПБВ 60К, рекомендованный для устройства компенсирующих и трещинопрерывающих прослоек – подгрунтовок для дорог, устраиваемых на объектах г. Кемерова и области: битум марки БНД 60/90 – 80,44%, индустриальное масло марки И-40А – 10%, блоксополимер типа СБС марки ДСТ 30-01 – 9%, ПАВ марки «Т-1» – 0,56%.