Предисловие

Битумы относятся к органическим вяжущим материалам и обладают уникальными свойствами, которые позволяют их использовать в качестве клея для асфальтобетонных смесей, а также герметиков и гидроизоляций для заполнения швов, трещин, устройства кровель.
Наряду с бесценной способностью переходить в текучее состояние при нагреве, что определяет великолепные технологические свойства материалов с применением битумов, они характеризуются рядом недостатков, обусловленных климатическими условиями, присущими России, а для дорожных битумов – также и специфическими условиями движения автомобилей – преобладанием грузовых автомобилей.
В связи с этим проводятся многолетние исследования, направленные на повышение эксплуатационных свойств дорожных битумов, в частности в лаборатории органических вяжущих материалов Союздорнии.
Результаты исследований, проведенные в период с 1958 г. по 1970 г. под руково-дством А.С. Колбановской, обобщены в книге:
А.С. Колбановская и В.В. Михайлов. Дорожные битумы. М., Транспорт, 1973, 261 стр., а, проведенные под руководством Л.М. Гохмана, в период с 1976 г. по 2002 г. и авто-ром под руководством А.С. Колбановской в период с 1966 г. по 1973 г. – в книге:
Л.М. Гохман. Комплексные органические вяжущие материалы на основе блоксопо-лимеров типа СБС. М., «Экон-Информ», 2003, 584 стр.
В указанных книгах подробно изложена часть сведений, которые автор попытался по возможности кратко и максимально просто изложить в предлагаемых двух лекциях, прочитанных в Государственной академии профессиональной переподготовки и повыше-ния квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (ГОУ ДПО ГАСИС).
В первой лекции, посвященной органическим вяжущим материалам, уделено вни-мание методам их испытания, как стандартным, так и нестандартным, составу, структуре и свойствам битумов, полимерно-битумным вяжущим, выбору компонентов для получе-ния последних.
Приведены и обоснованы основные концепции общей теории строения органиче-ских вяжущих материалов, объясняющие поведение битумов, полимерно-битумных и других комплексных органических вяжущих материалов, позволяющие охарактеризовать разные типы дисперсных структур в них на общей основе.
Сформулированы общие требования к органическим вяжущим материалам в части требуемого качества исходя из климатических условий района эксплуатации покрытия и условий движения.
Приведены требования ГОСТ Р 52056-2003 к полимерно-битумным вяжущим на основе блоксополимеров типа СБС в сопоставлении с требованиями ГОСТ 22245-90 к дорожным битумам, а также региональные требования к полимерно-битумным вяжущим, изложенные в Проекте изменения № 1 к ГОСТ Р 52056.
Во второй лекции, посвященной полимерасфальтобетону, сопоставлены его свой-ства со свойствами асфальтобетона, приведены и проанализированы показатели свойств в зависимости от вязкости вяжущих и типа смесей.
Изложены результаты исследований, обосновывающие дополнительные методы испытания полимерасфальтобетона, позволяющие выявить его особенности и преимуще-ства по сравнению с асфальтобетоном в части трещиностойкости, сдвигоустойчивости и долговременной прочности.
В завершение этой лекции приведен комплекс требований к полимерасфальтобе-тонным смесям, заложенный в Проект ГОСТ Р «Смеси полимерас-фальтобетонные до-рожные, аэродромные и полимерасфальтобетон. Технические условия».

Выражаю свою благодарность сотрудникам лаборатории, совместно с которыми получены результаты исследований, приведенные в данной работе: кандидатам техниче-ских наук Е.М. Гурарий, А.Р. Давыдовой, инженерам К.И. Давыдовой, О.В. Гавриленко, З.И. Кореневой, Т.В. Прокофьевой, технику Л.Б. Болдыревой.

Зав. лабораторией органических
вяжущих материалов
ОАО «Союздорнии», к.т.н. Л.М.Гохман