Методы очистки масел в мировой практике

методы очистки масел

Сегодня для стран постсоветского пространства достаточно актуальной является проблема использования отработанных нефтяных масел. Поэтому новые методы очистки масел являются хорошим инструментом решения данной проблемы. Ситуация осложняется еще и тем, что в большинстве случаев отсутствуют точные данные относительно количества утилизированного продукта. Специалисты предполагают, что повторному использованию подвергается не более 20% отработанных масел. Большинство отходов сливается в канализацию, что наносит непоправимый вред окружающей среде. Установка регенерации масла позволяет вернуть его в производство или же в сектор потребления в виде вторичных продуктов. Такой подход позволяет предотвратить экологическую катастрофу и обеспечивает реальную экономию финансовых ресурсов.

Методы очистки масел в сфере утилизации нефтепродуктов

Рациональное и экономичное применение нефтепродуктов немыслимо без их вторичного использования. К методам рациональной утилизации отработанных масел стоит отнести следующие:

  • сжигание (отработка в качестве источника энергии);
  • использование в других технологических процессах;
  • термическое разложение, результатом которого является получение компонентов бензина и дизельного топлива, а также битумных стоков, активно использующихся при создании дорожных покрытий;
  • очистка, регенерация и повторное использование по непосредственному назначению.

К концу 90-х годов прошлого столетия мировой оборот переработки отработанных масел базировался на таких процессах:

  • кислотно-контактная очистка;
  • кислотно-контактная очистка с атмосферно-вакуумной перегонкой;
  • термическая обработка;
  • адсорбционная очистка.

Примеры практических процессов очистки отработанных масел

Лидером в области адсорбционной очистки по праву считались США. Все дело в том, что в этой стране находится достаточно много месторождений бентонитовых глин, обладающих адсорбционными свойствами.

До 55% базовых масел США получают путем вторичной переработки именно этим способом.

Одной из альтернатив адсорбционной очистки являются гидрогенизационные процессы, но при этом сорбенты нужны для защиты катализаторов от преждевременного травления смолистыми соединениями и тяжелыми металлами.

Перспективными считаются методы очистки масел при помощи тонкопленочного выпаривания. Некоторые роторные тонкопленочные испарители способны перегонять до 90% отработанных масел. Продукты старения превращаются в битум, который можно использовать при строительных работах.

В США распространен метод очистки нефтепродуктов электрическим методом с использованием системы Коттрелля. Дегидратор находится под напряжением 6000-20000 кВ. Опубликованы результаты, утверждающие, что применение данного подхода позволяет снизить содержание воды с 20-30% до 1-2%. В некоторых случаях отмечается снижение только на 5-6%.

Используется также и действие отцентровых сил (центрифугирование). Его суть состоит в разделении компонентов смеси с разным удельным весом при пропускании через центрифугу. Недостатком данного способа является низкая частота оборотов большинства центрифуг (не более 2000-3000 об/мин), что существенно снижает скорость дегидратации и ухудшает ее качество.

Для очистки нефтяных эмульсий, не имеющих пленок мыл нефтяных кислот, применяется наиболее простой и дешевый способ удаления воды – нагревание до температуры 60-70 ºС. При этом вязкость эмульсии уменьшается и вода начинает собираться на дне специальной посудины. Разность плотности нефти и воды способствует разделению смеси на верхний и нижний шары, которые потом могут быть удалены. Процесс продолжается 6-10 часов, пока содержание воды не станет меньше 1%. Применение такого подхода и получение приведенных результатов возможно только в том случае, когда эмульсионный нефтепродукт не содержит вяжущих веществ, которые повышают ее стойкость.

Опыт Европы

Некоторые страны Европы (Франция, Финляндия, Австрия, Бельгия, Ирландия, Италия, Люксембург, Португалия, Испания и Великобритания) используют отработанные масла в качестве энергетического топлива.

В Германии, Бельгии и Италии около 55% отработанных масел поступают на такое техническое приспособление, как установка регенерации.

На сегодняшний день в Европе самые большие мощности по регенерации отработанных нефтепродуктов сосредоточены в Германии. В этой стране создана и функционирует почти идеальная система сбора и утилизации отработанных смазочных материалов. Ценовая политика способствует тому, что затраты на сбор и перевозки отработанных масел полностью оплачиваются производителями, при этом государственные дотации не нужны.

Еще в 1982 году в Италии была создана Национальная Ассоциация отработанных минеральных масел (A.N.C.O.M.E). Ее членами стали различные предприятия, занимающиеся сбором отходов, в том числе минеральных масел.

Интересен опыт Бельгии, где по состоянию на 1997 год количество регенерированных масел составляло только 1% от общего сбора, а уже в 2000 году – 75%. За это время в эксплуатацию дополнительно были введены две установки регенерации общей мощностью 45 тыс. тонн.

Во Франции работает одна такая установка мощностью 110 тыс. тонн в год. При этом 28% от собранных отработанных масел поступает на регенерацию, а 54% – на сжигание в виде топлива.

Испания является хозяйкой восьми установок для регенерации общей мощностью 190 тыс. тонн. 16% от сбора поступает на регенерацию, используя методы очистки масел.

В других странах Европейского Союза, а также в Украине и России отработанные масла преимущественно используются как топливо для сжигания. Недостаточное применение методов предварительной очистки во многих случаях приводит к загрязнению окружающей среды.