7.4. Диспергаторы (антиосадители) парафинов

Назначение – предотвращение расслоения топлив с депрессорными присадками при холодном хранении. Уже отмечалось, что в этих условиях в топливе образуются две фазы: верхняя, светлая, и мутная, нижняя, обогащенная парафинами. Оба слоя подвижны, но если топливо отбирается сверху, то запуск и работа двигателя протекают нормально (хотя цетановое число этой части топлива может быть пониженным). Если отбор про­исходит снизу, двигатель не запускается или работает неустой­чиво. Использование диспергаторов парафинов позволяет пред­отвратить расслоение. Кроме того, несмотря на то что сами диспергаторы парафинов на Г3 и ПТФ влияют мало, будучи добавленными к депрессорам, они позволяют в 1,5 раза снизить эффективную концентрацию последних.

Надо отметить, что диспергаторы парафинов – сравнительно новый тип присадок, поэтому достоинства и недостатки их композиций с депрессорами за рубежом, и тем более в России, изучены недостаточно хорошо. Ряд исследований был выпол­ нен Н.Н. Хвостенко [103], который показал, что при правиль­ном подборе депрессора и диспергатора, а также их соотноше­ния в композиции стабильность топлив при длительном хране­нии может быть существенно увеличена. Однако при отклоне­нии от оптимальных соотношений вместо желаемого эффекта можно наблюдать антагонизм, что и отмечается иногда в зару­бежной литературе [112].

Принцип действия. При первых разработках диспергаторов парафинов использовалась идея создания на поверхности заро­дившихся кристаллов электрического заряда, благодаря кото­рому они будут отталкиваться друг от друга, не вырастая в крупные образования. С этой целью молекулы присадок в большом количестве включали в себя соответствующие функ­циональные группы, например аминные. Более подробных сведений о механизме действия диспергаторов парафинов пока нет, так как он недостаточно изучен. Кроме того, состав мно­гих диспергаторов парафинов держится в секрете, что не помо­гает научным исследованиям.

Количество зимнего и арктического топлив, вырабатываемых в России, со­ставляет около 10% от всех дизельных топлив, чего в наших климатических условиях недостаточно. Кроме того, на предприятии может временно не ока­заться зимнего топлива в межсезонный период при переходе с одного сорта на другой.

Показатель эффективности диспергаторов – седиментационная устойчивость, характеризующая способность топлива рас­слаиваться во время хранения при низкой температуре. Ее можно оценивать методом ВНИИ НП, при котором измеряет­ся объем нижнего слоя при хранении топлива в цилиндре объ­емом 100 см3 в течение 12 ч при -10 °С. Чем меньше этот слой, тем медленнее происходит расслоение и выше устойчивость.

Ассортимент. В России исследованы и допущены к приме­нению три присадки зарубежных фирм: Keropur-3502, Keropur- 3520 и Dodiwax-4500. Их состав и некоторые физико- химические характеристики приведены ниже:

solvent