Отработанное турбинное масло: как восстановить?

отработанное турбинное масло

Повышение эффективности переработки нефти и нефтепродуктов – это достаточно актуальный вопрос, для решения которого все чаще прибегают к услугам новых высокотехнологических способов нефтехимии и газохимии. Не является исключением и отработанное турбинное масло. Кроме того, никуда не девалась и экологическая проблема, которую возможно решить только путем совершенствования методов утилизации отходов производства и отработанных нефтепродуктов, среди которых выделяются отработанные нефтяные масла.

Например, в Украине ежегодно образуется до 220 млн. кг отработанных масел, что в отношении мирового показателя составляет около 1%. Отработанные масла являются одними из наиболее опасных загрязнителей окружающей среды.

На сегодняшний день турбинные установки по праву считаются значительным источником отработанных масел, неконтролированное попадание которых в окружающую среду приводит к серьезным загрязнениям водоемов и почвы.

Сжигание масел в составе различных топливных эмульсий также не является полным решением проблемы, поскольку при этом выделяются газы, содержащие тяжелые металлы. Отработанные нефтяные масла можно восстанавливать для повторного использования или же для использования в качестве базы для нового продукта.

В большинстве развитых стран сбор и регенерация отработанных нефтяных масел являются обязательными и закреплены на нормативном уровне. Например, законодательство Европейского Союза предусматривает повторное использование отработанных масел и указывает, что такой подход является наиболее эффективным в плане экономии энергоносителей и снижения техногенной нагрузки на окружающую среду.

Причины загрязнений турбинных масел

Очень часто с целью повышения эксплуатационных характеристик и продления срока службы турбинных масел в них вводят специальные вещества – присадки. Данные действия приводят к накоплению в маслах токсичных веществ и поэтому не могут рассматриваться как оптимальные с точки зрения экологии. Отработанные турбинные масла образуются все равно.

Паровые и газовые турбины работают в очень тяжелых режимах. Частоты вращения вала генератора могут достигать 6000 об/мин (судовые установки). В результате масло, охлаждая детали, само нагревается до температуры 60-65 ºС. Кроме того, одна турбина может быть рассчитана на 500-10000 кг масла, поэтому полная его замена осуществляется очень редко. Лишь периодически доливают ту часть, которая вытекла или выпаровалась.

Обеспечение необходимых эксплуатационных свойств турбинных масел достигается благодаря правильному выбору сырья и более глубокой очистке (в сравнении с индустриальными маслами).

В общем случае турбинные масла должны отвечать следующим требованиям:

  • высокая устойчивость к окислению кислородом воздуха в условиях высоких температур;
  • высокая деэмульгирующая способность;
  • низкая начальная кислотность и зольность.

Не допускается наличие в турбинных маслах каких-либо механических примесей. В ходе эксплуатации наблюдается старение турбинного масла, приводящее к увеличению вязкости, кислотного числа, содержания механических примесей, зольности, стойкости к окислению и т.д.

На сегодняшний день предложено достаточно схем восстановления качественных характеристик турбинных масел. Выбор конкретного метода регенерации осуществляется на основании характера загрязнений и продуктов старения. Для некоторых турбинных масел достаточно простых способов очистки от механических примесей, для других нужна более глубокая очистка, иногда даже с применением химические реагентов.

Отработанное турбинное масло: так чем чистить?

Этап адсорбционной очистки при регенерации отработанных нефтяных масел является обязательным. В большинстве случаев перед этим идет удаление механических примесей и дегидратация.

В установках типа СММ-Р торговой марки GlobeCore применяется уникальный адсорбент Фуллерова земля. Это природный материал, который представляет собой отбеливающую глину. СММ-Р выгодно отличаются от оборудования подобного рода, поскольку в них существует возможность реактивации адсорбента, т.е. восстановления его первоначальных. Это очень важный момент, поскольку отпадает необходимость утилизации и пополнения запасов Фуллеровой земли. При этом вместе с отработанным адсорбентом не теряется часть турбинного масла.

Масляные мобильные станции торговой марки GlobeCore позволяют удалить продукты распада и кислотные составляющие турбинного масла, осветлить его, увеличить стойкость к окислению и снизить способность к растворению газов.

Проведение регенерации делает отработанное турбинное масло более “живучим” и продлевает срок службы оборудования, в котором оно эксплуатируется.